На ранней стадии развития человеческого общества сухопутные дороги служили основным средством сообщения между отдельными племенами и поселениями. Такие дороги представляли собой тропы для передвижения людей и вьючных животных. Для их устройства требовалось в основном сооружение примитивных переправ и мостов. Земляные работы выполнялись лишь в том случае, когда тропы проходили по склонам оврагов, гор и заболоченной местности. Передвижение по водным путям осуществлялось при помощи отдельных бревен, плотов и челноков, устраиваемых из шкур зверей, натягиваемых на остов из тонких и гибких деревьев. Потребности в устройстве искусственных и улучшении естественных водных путей в этот период также еще не было. С ростом производительных сил, разделением общества на классы и образованием рабовладельческих государств увеличивалось значение сухопутных и водных путей сообщения, которые, помимо внутренних и внешних экономических связей, широко использовались для ведения войн. Появились колесный транспорт, гребные, а затем и парусные суда; возникла потребность в перевозке большого количества строительных материалов, в том числе и тяжелых камней для строительства дворцов, крепостей, культовых и других сооружений, а также в перевозке на большие расстояния товаров и в передвижении войск. Все это потребовало строительства более широких и качественных дорог, а также улучшения естественных и строительства искусственных водных путей — каналов. А это в свою очередь в значительной мере увеличило объем земляных работ, для выполнения которых привлекались огромные массы Даровой рабочей силы — рабов. Большие объемы земляных и каменных работ на строительстве дорог и каналов были выполнены в Египте, Индии, Китае, Персии и Других странах Древнего Востока и Азии. Традиционные материалы – кирпич, камень, дерево использовались столетиями и только ХХ век подарил миру множество новых материалов и технологий. Увеличение скорости строительства с применением вентилируемых фасадов с облицовкой алюкобондом, фиброцементными панелями, керамогранитом очень велико. Заслуживают внимания дороги, строившиеся в Древней Индии, Египте и Греции для подвоза строительных материалов к местам возведения больших сооружений. Эти дороги имели каменные желоба, уложенные параллельно друг другу на расстоянии, равном промежутку Между колесами повозок. Колейные каменные дороги, которые и теперь Можно видеть при подъеме на Акрополь в Афинах, послужили прототипом железных дорог. В V в. до н. э. развитую сеть благоустроенных дорог имело Персидское государство. На этих дорогах, по которым перевозилась правитель- Гвенная почта, были устроены гостиницы для путешественников. Из всех древних государств наиболее развитую сеть путей сообщения _ мело Римское государство, превратившееся в конце первых веков до н. э. и в I веке н. э. в огромную колониальную империю. Транспортную основу Римской империи составляли расходящиеся во все стороны от Рима благоустроенные дороги, которые по техническому состоянию превосходили дороги Древнего Египта, Персии и других государств. Некоторые дороги, предназначаемые для перевозки тяжестей, имели каменные желоба. Огромное значение.для обширной Римской империи имели морские д речные пути сообщения, требовавшие выполнения больших объемов земляных работ, связанных с устройством многочисленных портов, судоходных фарватеров и т. п. Большое внимание римляне уделяли и устройству каналов. Так, в конце I в. до н. э. полководец Друз построил канал, соединивший нижний Рейн с р. Ииссель, который несколько позже был продлен Германиком до р. Эмс. На юге Галлии была начата постройка канала у Нарбонны, а один из римских полководцев проектировал сооружение канала между Соной и Рейном. Заслуживает внимания устройство во II в. н. э. мощеной камнем дороги в обход порожистого участка Дуная («Железные ворота») и деревянной галереи на отвесных береговых скалах в ущелье Казан, по которой шли быки, тянувшие на бечеве суда. На строительстве дорог, каналов и портов в Римской империи, так же как и в Персии и других странах, использовались огромные массы рабов, военнопленных, а .также жителей завоеванных стран. При этом техника производства земляных работ по-прежнему была на низком уровне. В первые века после гибели Римской империи, когда феодальный строй только еще начинал свое существование, переход от старого строя к новому сопровождался значительным упадком материальной и духовной культуры. «Последние века клонившейся к гибели Римской империи и самое завоевание ее варварами разрушили множество производительных сил; земледелие пришло в упадок, промышленность за отсутствием сбыта захирела, торговля замерла». В этот период на территории бывшей Римской империи строительство дорог и каналов прекратилось на длительный период, а построенные дороги и каналы с течением времени приходили в непригодное состояние. Некоторое оживление в строительстве дорог и каналов произошла В период монархии Карла Великого (конец VIII и начало IX вв. н. э.), объединившего под своей властью значительную часть Западной Европы. Карл Великий намеревался построить неосуществимое по состоянию техники того времени соединение Рейна с Дунаем, вошедшее в историю под названием «Фосса Каролина» (Карлов ров).
Следующие статьи:
Предыдущие статьи:
|